Первое, что важно понимать - на Нганасане религии как таковой нет, ее заменяет мифо-ритуальная система. Это означает, что вся жизнь местных подчинена комплексу обрядов, ритуализированных действий, а "сказки" являются историями, которые считаются частью реальности и могут выполнять утилитарные магические функции. Так, например, рассказ о Хозяине зим ведут в самые темные ночи, когда пурга завывает за пределами яранги. И тогда эта страшная история обязательно отведет этого аббааса от поселения: ведь тут люди о нем помнят, его знают и опасаются - ему нет нужды напоминать им об ужасах холода.
• Верховные боги •
На Нганасане есть два верховных божества - это Нуми-Торум, Страж и владыка Небесного мира, и Хоседэм, его низвергнутая супруга, владеющая Нижними мирами. И, хотя эти боги будто бы очевидно делятся на "добро" и "зло", тем не менее их фигуры весьма спорны. Так, Нуми-Торум отрезал континент от остального мира и поддерживает изоляцию и крайне суровые для смертных условия жизни, в то время как Хоседэм выступала в защиту людей и против такого порядка.
Нуми-Торум представляется обычно пожилым человеком, одетым в светлые шкуры и подпоясанным красным кушаком. Он мастер любых ремесел и родоначальник всех айыы: последние не способны скрывать своих помыслов от своего творца и, если приходится, подчиняются его воле. Сила Нуми-Торума пронизывает все пять Небесных миров и Срединный мир, сталкиваясь в последнем с силами Хоседэм. Люди - загадка для Нуми-Торума, их он не может прочесть и предугадать, а потому опасается их ничуть не меньше, чем аббаасов, сотворенных его супругой. | |
Хоседэм принимает или чудовищный облик прародительницы аббаасов и всех ужасов и болезней Срединного мира, или вид зрелой и вполне привлекательной женщины. Ее отличие - это дикая страсть и ярость, бушующие в сердце и искажающие лицо. Хоседэм одновременно предстает и как человеческое, разумное начало, и как начало животное, которые конкурируют меж собой и демонстрируют ее двойственную натуру. Эта богиня - родоначальница шаманов, которая обучила людей ритуалам и сказаниям. Аббаасы сотворены ею, а потому служат ей беззаветно и не могут закрыть своих помыслов от Хоседэм. В то же время, как для Нуми-Торума, для нее люди - это загадка и непредсказуемая сила, а потому она смертных опасается. |
• Младшие боги •
На Нганасане есть также "малые боги", которыми являются наиболее влиятельные айыы или аббаасы. Люди поклоняются им, приносят дары и совершают в их честь ритуалы, прося о заступничестве или милосердии. Таких малых богов очень много, и зачастую у каждого племени - свой набор айыы и аббаасов, которые ему сопутствуют. Но есть и такие, которые распространены повсеместно.
Важно помнить, что айыы, хотя и являются добрыми духами, могут покарать людей в случае, если те неверно проведут ритуал или чем-то прогневают бога. В то же время, аббаасы могут ответить благодарностью за услугу и быть в этом честными.
• Айыы •
Баанай - хозяин лесов и животных, отвечающий за богатую добычу и дикую жизнь. Что кочевники Нганасана, что жители стационарных поселений - все люди благодарят Бааная за удачную охоту, за полные силки и жизнь в целом. Этот бог предстает добродушным, с хитринкой человеком, но его можно узнать по лисьим атрибутам: хвосту на одежде, ушам на шапке или воротнику из рыжего меха. Зачастую Баанай встречается людям в облике лиса, поэтому на этого зверя охотятся с особой осторожностью и аккуратностью. | |
Бабушка Тунак, матушка-повитуха и хозяйка дома и домашнего уюта. К ней обращаются, прося благополучия, хороших супругов и детей. Она же покровительствует беременным и посылает своих многочисленных дочерей помогать роженицам во время трудного разрешения от бремени. Ей приносят в дар первых детенышей домашнего скота (первого теленка у оленихи, например), первые собранные цветы и ягоды. Главное лакомство, которое обязательно жертвуют для удачных родов и в случае семейных тягот - это густо взбитое с жиром молоко, которое является символом достатка и благоденствия. |
• Аббаасы •
Хозяин зим, который приносит холод и смерть людям. Согласно поверьям, он собирает души людей для своей ненасытной матери, Хоседэм, чтобы та могла их пожирать и оставалась на своем, пятом Нижнем мире. У этого бога нет имени: так как имя служит для того, чтобы призвать бога, люди постарались его позабыть и заменить эвфемизмом, чтобы не обращать на себя лишний раз внимание Хозяина зим, рассказывая истории о нем. | |
Синильгэ - она же Снежная ведьма. Считается, что Синильгэ была человеком, дочерью шамана, которая унаследовала от отца дар и от него обезумела. История гласит, что Синильгэ любила вышивать и ради этого много бродила вдали от поселения - искала интересные камушки, косточки, веточки. Она ловко вплетала их в свои работы и, не смотря на ее ментальное состояние, пользовалась уважением за свою работу и вниманием мужчин за красоту. История о Снежной ведьме
Теперь Синильгэ - предвестница зимы и бед. Она забирает добычу из силков и насылает своих верных вьюжных волков на поселения. Она забирает души детей, погибших в холоде или выброшенных матерями, а потом науськивает их возвращаться и изводить смертных. |
[hideprofile]