Первое, что важно понимать - на Нганасане религии как таковой нет, ее заменяет мифо-ритуальная система. Это означает, что вся жизнь местных подчинена комплексу обрядов, ритуализированных действий, а "сказки" являются историями, которые считаются частью реальности и могут выполнять утилитарные магические функции. Так, например, рассказ о Хозяине зим ведут в самые темные ночи, когда пурга завывает за пределами яранги. И тогда эта страшная история обязательно отведет этого аббааса от поселения: ведь тут люди о нем помнят, его знают и опасаются - ему нет нужды напоминать им об ужасах холода.

• Верховные боги •

На Нганасане есть два верховных божества - это Нуми-Торум, Страж и владыка Небесного мира, и Хоседэм, его низвергнутая супруга, владеющая Нижними мирами. И, хотя эти боги будто бы очевидно делятся на "добро" и "зло", тем не менее их фигуры весьма спорны. Так, Нуми-Торум отрезал континент от остального мира и поддерживает изоляцию и крайне суровые для смертных условия жизни, в то время как Хоседэм выступала в защиту людей и против такого порядка.

https://forumupload.ru/uploads/001c/2f/b2/4/t300109.jpg

Нуми-Торум представляется обычно пожилым человеком, одетым в светлые шкуры и подпоясанным красным кушаком. Он мастер любых ремесел и родоначальник всех айыы: последние не способны скрывать своих помыслов от своего творца и, если приходится, подчиняются его воле. Сила Нуми-Торума пронизывает все пять Небесных миров и Срединный мир, сталкиваясь в последнем с силами Хоседэм. Люди - загадка для Нуми-Торума, их он не может прочесть и предугадать, а потому опасается их ничуть не меньше, чем аббаасов, сотворенных его супругой.

Хоседэм принимает или чудовищный облик прародительницы аббаасов и всех ужасов и болезней Срединного мира, или вид зрелой и вполне привлекательной женщины. Ее отличие - это дикая страсть и ярость, бушующие в сердце и искажающие лицо. Хоседэм одновременно предстает и как человеческое, разумное начало, и как начало животное, которые конкурируют меж собой и демонстрируют ее двойственную натуру. Эта богиня - родоначальница шаманов, которая обучила людей ритуалам и сказаниям. Аббаасы сотворены ею, а потому служат ей беззаветно и не могут закрыть своих помыслов от Хоседэм. В то же время, как для Нуми-Торума, для нее люди - это загадка и непредсказуемая сила, а потому она смертных опасается.

https://forumupload.ru/uploads/001c/2f/b2/4/t978414.jpg


• Младшие боги •

На Нганасане есть также "малые боги", которыми являются наиболее влиятельные айыы или аббаасы. Люди поклоняются им, приносят дары и совершают в их честь ритуалы, прося о заступничестве или милосердии. Таких малых богов очень много, и зачастую у каждого племени - свой набор айыы и аббаасов, которые ему сопутствуют. Но есть и такие, которые распространены повсеместно.
Важно помнить, что айыы, хотя и являются добрыми духами, могут покарать людей в случае, если те неверно проведут ритуал или чем-то прогневают бога. В то же время, аббаасы могут ответить благодарностью за услугу и быть в этом честными.

• Айыы •

https://forumupload.ru/uploads/001c/2f/b2/4/t166426.jpg

Баанай - хозяин лесов и животных, отвечающий за богатую добычу и дикую жизнь. Что кочевники Нганасана, что жители стационарных поселений - все люди благодарят Бааная за удачную охоту, за полные силки и жизнь в целом. Этот бог предстает добродушным, с хитринкой человеком, но его можно узнать по лисьим атрибутам: хвосту на одежде, ушам на шапке или воротнику из рыжего меха. Зачастую Баанай встречается людям в облике лиса, поэтому на этого зверя охотятся с особой осторожностью и аккуратностью.
В дар этому богу приносят выделанные шубки животных, вяленое мясо и украшения из костяных бусин перед охотой или дальним походом в лес. А раз в год, в конце лета, шаманы проводят ритуалы для Бааная и просят удачной охоты для всего людского рода и своего племени, чтобы пережить долгую зиму.

Бабушка Тунак, матушка-повитуха и хозяйка дома и домашнего уюта. К ней обращаются, прося благополучия, хороших супругов и детей. Она же покровительствует беременным и посылает своих многочисленных дочерей помогать роженицам во время трудного разрешения от бремени. Ей приносят в дар первых детенышей домашнего скота (первого теленка у оленихи, например), первые собранные цветы и ягоды. Главное лакомство, которое обязательно жертвуют для удачных родов и в случае семейных тягот - это густо взбитое с жиром молоко, которое является символом достатка и благоденствия.

https://forumupload.ru/uploads/001c/2f/b2/4/t439792.jpg


• Аббаасы •

https://forumupload.ru/uploads/001c/2f/b2/4/t450757.jpg

Хозяин зим, который приносит холод и смерть людям. Согласно поверьям, он собирает души людей для своей ненасытной матери, Хоседэм, чтобы та могла их пожирать и оставалась на своем, пятом Нижнем мире. У этого бога нет имени: так как имя служит для того, чтобы призвать бога, люди постарались его позабыть и заменить эвфемизмом, чтобы не обращать на себя лишний раз внимание Хозяина зим, рассказывая истории о нем.
Этот дух отстранен от мира смертных, ему доступно очень малое количество эмоций: чуждо сострадание к слабому, чужда и ярость. Хозяин зим просто странствует в темную ночь по Нганасану и, если набредает на поселение, где о нем не предостерегают, забирает жизни всех обитателей. Однако, есть быличка, повествующая о том, что у Хозяина зим все же есть сердце...

Синильгэ - она же Снежная ведьма. Считается, что Синильгэ была человеком, дочерью шамана, которая унаследовала от отца дар и от него обезумела. История гласит, что Синильгэ любила вышивать и ради этого много бродила вдали от поселения - искала интересные камушки, косточки, веточки. Она ловко вплетала их в свои работы и, не смотря на ее ментальное состояние, пользовалась уважением за свою работу и вниманием мужчин за красоту.

История о Снежной ведьме

Сказывают, что как-то раз летом Синильгэ не вернулась в поселение ночевать - ушла слишком далеко и видимо заблудилась. А там и буран разыгрался на три дня... бедняжку все уж похоронили, как она на четвертый день пришла: оборванная, совсем безумная, с руками, полными костей. Синильгэ говорила, что: "всем будет отмщение" - и вышивала костями мужские рубахи. Люди испугались, да и старейшина селения счел это дурным знаком, а потому ее вероломно убили, предложив отравленного молока. Однако же рубахи были готовы, а в ночь, вместе с метелью, в поселение явился Хозяин зим. Он забрал тех пятерых, которым назначались рубахи Синильгэ, а после и всех прочих за то, как они поступили. Душу же Синильгэ он тоже принес Хоседэм, но попросил за нее. Богиня, пораженная первой просьбе своего сына, вернула ее в качестве аббааса.

Теперь Синильгэ - предвестница зимы и бед. Она забирает добычу из силков и насылает своих верных вьюжных волков на поселения. Она забирает души детей, погибших в холоде или выброшенных матерями, а потом науськивает их возвращаться и изводить смертных.

https://forumupload.ru/uploads/001c/2f/b2/4/t881194.jpg

[hideprofile]