Магия на Нганасане совершенно особенна: для людей, живущих в Срединном мире, недоступны заклинания и какие-то физические выражения волшебства – никаких фаерболов, молний, телекинеза и подобного. Согласно преданиям, когда-то, еще до того как нечто украли у Нуми-Торума, а сам он со своей супругой жил в едином мире для всех обитателей Нганасана, люди могли колдовать. Но потом оскорбленный бог забрал у смертных это умение, оставив им лишь ритуалы, шаманизм и истории.
Несложно догадаться, что в таких условиях именно шаманы и сказители стали проводниками магии. Возможности первых значительно шире и включают в себя возможности вторых, но, вместе с тем, шаманы встречаются гораздо реже. Стать сказителем может практически любой, освоив ряд приемов и историй и получив от учителя, коим обычно выступает старший родственник, его «дар» и наставление. Для шаманов же необходимо наличие врожденных способностей и дух-покровитель, позволяющие видеть скрытое и странствовать по Небесным и Нижним мирам.
• Сказительство •
Так условно называется умение некоторых людей отводить беду или облегчать (а может и исцелять) болезни с помощью сказаний и песен. Для жителей Нганасана истории являются частью сакральной системы, отражающей их представление о мире и его элементах, поэтому они наделены мистической силой. |
• Шаманство •
Шаманы – это совершенно особая каста жителей Нганасана, у которых есть способности к колдовству и свои духи-покровители. Их почитают, к ним обращаются за помощью, но вместе с тем их боятся. Даже аббаас может оказаться не так страшен, как обиженный племенем шаман: он будет изощрен, как подобает человеку, и будет истязать обидчиков очень долго. |
Всякий камень является частью Ялпыныг-Нёр, поэтому через достаточно большой валун можно «связаться» с горным массивом в центре континента и пройти по его тайным тропам. Шаманы прибегают к таким путешествиям не так часто – только если им требуется спросить прямого совета у айыы, либо если надо прогнать аббааса, наводящего страх и ужас на поселение.
Проще всего для шаманов перемещаться в первые миры – они ближе всего находятся к Срединному миру и поэтому не требуют ни долгого духовного пути среди гор и троп междумирья, ни искусства медитации. Очень редкие шаманы в состоянии дойти до третьих миров, исключительные единицы – до четвертых. Но на четвертых мирах обитают аббаасы и айыы, способные своей силой уничтожать целые стойбища за раз или превращать полярную ночь в день, и они тщательно стерегут свои тропы. Шаман, которому хватило сил забрести так далеко, может оказаться в ловушке, скованный этими могущественными духами.
Как нетрудно понять, такие перемещения являются именно духовными: физическое тело остается в материальном, Срединном мире, в то время как дух шамана странствует. Для него Небесные и Нижние миры – реальны, он может там получить ранение, пострадать, истощить свои силы и не вернуться в тело. Поэтому шаманы всегда очень тщательно следят за двумя вещами: во-первых, внимательно сотворяют обряды защиты прежде, чем отправиться в путь в другой мир, во-вторых – контролируют количество сил, которые у них остались.
В зависимости от того, каков его покровитель, шаман может обладать различными способностями, например менять свой облик в мирах духов, колдовать более предметно (творить огонь, воду, ветер, иллюзии и подобное). Отчасти, покровителем определяется и «глубина», на которую шаман может подняться/опуститься – уйти на мир дальше, чем тот, из которого твой покровитель родом, будет очень непросто.
Во время путешествий шаман не должен ни есть, ни пить местной пищи и воды – это помешает ему вернуться в тело.
[hideprofile]