Магия на Нганасане совершенно особенна: для людей, живущих в Срединном мире, недоступны заклинания и какие-то физические выражения волшебства – никаких фаерболов, молний, телекинеза и подобного. Согласно преданиям, когда-то, еще до того как нечто украли у Нуми-Торума, а сам он со своей супругой жил в едином мире для всех обитателей Нганасана, люди могли колдовать. Но потом оскорбленный бог забрал у смертных это умение, оставив им лишь ритуалы, шаманизм и истории.
Несложно догадаться, что в таких условиях именно шаманы и сказители стали проводниками магии. Возможности первых значительно шире и включают в себя возможности вторых, но, вместе с тем, шаманы встречаются гораздо реже. Стать сказителем может практически любой, освоив ряд приемов и историй и получив от учителя, коим обычно выступает старший родственник, его «дар» и наставление. Для шаманов же необходимо наличие врожденных способностей и дух-покровитель, позволяющие видеть скрытое и странствовать по Небесным и Нижним мирам.

• Сказительство •

https://forumupload.ru/uploads/001c/2f/b2/4/t23809.jpg

Так условно называется умение некоторых людей отводить беду или облегчать (а может и исцелять) болезни с помощью сказаний и песен. Для жителей Нганасана истории являются частью сакральной системы, отражающей их представление о мире и его элементах, поэтому они наделены мистической силой.
Былички – рассказы о героях-людях, о добрых и злых духах, которые повествуют о каких-то важных событиях прошлого: о награде за правильные поступки, о наказании за нарушение устоев общины, о предостережении. Главное условие – в них всегда есть действующее лицо, некий герой, который или становится жертвой, или побеждает обстоятельства. Былички часто рассказывают для того, чтобы отвести беду и показать аббаасам, что о них помнят и по-прежнему боятся. Не реже рассказывают и об айыы, в надежде привлечь их внимание и покровительство. Некоторые былички призваны приблизить тепло (например, история о герое, который прогнал духа мороза), другие могут исцелять (сказы о шаманах, которые истребляют аббааса, ставшего причиной мора).
Песни – повествуют о мироустройстве, например, о звездах, смене дня и ночи, зимы и лета. Это обстоятельства, описание окружения. Они являются более сложными в плане применения: если былички могут рассказывать старшие члены общины и получать от них какой-то результат, то исполнение песен требует искусства и опыта. Однако, опытный сказитель-певец может успокоить ветер, разогнать буран, заставить заросли разойтись, а весеннюю реку – утешить течение.

• Шаманство •

Шаманы – это совершенно особая каста жителей Нганасана, у которых есть способности к колдовству и свои духи-покровители. Их почитают, к ним обращаются за помощью, но вместе с тем их боятся. Даже аббаас может оказаться не так страшен, как обиженный племенем шаман: он будет изощрен, как подобает человеку, и будет истязать обидчиков очень долго.
Среди шаманов есть «белые» (под покровительством айыы), которые помогают людям и обычно или живут при одной общине, или путешествуют от стойбища к стойбищу. Но есть и шаманы «черные» (под покровительством аббааса), избравшие путь силы и отказавшиеся от человеческого. Такие обращаются против людей и используют их плоть и души в своих мрачных ритуалах.
Шаманы совершают обряды – как сезонные, так и ситуативные. Именно шаманы обращаются, например, к Баанаю и просят его о богатой добыче перед сезоном охоты, призывают Бабушку Тунак в случае тяжелых родов и оповещают все миры, когда в их племени рождается новый человек. Шаманы составляют предсказание о жизни рожденного, дают советы и наставления взрослым – словом, они одновременно и мудрые наставники, и советники вождей, и своеобразные колдуны.
Шаманы могут путешествовать по Небесным и Нижним мирам – для этого им требуется найти подходящий камень (такой валун, который отзовется на их призыв) и, устроившись на нем, перейти за грань Срединного, материального мира путем транса. Но некоторые особо искусные шаманы могут «уходить» в другие миры во время камлания, не пользуясь "проходом" в виде камней.

https://forumupload.ru/uploads/001c/2f/b2/4/t230136.jpg

• Подробнее про путешествия между мирами •

Всякий камень является частью Ялпыныг-Нёр, поэтому через достаточно большой валун можно «связаться» с горным массивом в центре континента и пройти по его тайным тропам. Шаманы прибегают к таким путешествиям не так часто – только если им требуется спросить прямого совета у айыы, либо если надо прогнать аббааса, наводящего страх и ужас на поселение.
Проще всего для шаманов перемещаться в первые миры – они ближе всего находятся к Срединному миру и поэтому не требуют ни долгого духовного пути среди гор и троп междумирья, ни искусства медитации. Очень редкие шаманы в состоянии дойти до третьих миров, исключительные единицы – до четвертых. Но на четвертых мирах обитают аббаасы и айыы, способные своей силой уничтожать целые стойбища за раз или превращать полярную ночь в день, и они тщательно стерегут свои тропы. Шаман, которому хватило сил забрести так далеко, может оказаться в ловушке, скованный этими могущественными духами.
Как нетрудно понять, такие перемещения являются именно духовными: физическое тело остается в материальном, Срединном мире, в то время как дух шамана странствует. Для него Небесные и Нижние миры – реальны, он может там получить ранение, пострадать, истощить свои силы и не вернуться в тело. Поэтому шаманы всегда очень тщательно следят за двумя вещами: во-первых, внимательно сотворяют обряды защиты прежде, чем отправиться в путь в другой мир, во-вторых – контролируют количество сил, которые у них остались.
В зависимости от того, каков его покровитель, шаман может обладать различными способностями, например менять свой облик в мирах духов, колдовать более предметно (творить огонь, воду, ветер, иллюзии и подобное). Отчасти, покровителем определяется и «глубина», на которую шаман может подняться/опуститься – уйти на мир дальше, чем тот, из которого твой покровитель родом, будет очень непросто.
Во время путешествий шаман не должен ни есть, ни пить местной пищи и воды – это помешает ему вернуться в тело.

[hideprofile]